1. В первую очередь нужно определиться, для каких целей Вы приобретаете лодку: рыбалка, охота, туризм, а также, в каких условиях Вы будете эксплуатировать судно: спокойное озеро, река с мощным течением, прибрежная зона морей. В зависимости от ответов на эти вопросы зависит выбор конструкции лодки, ее комплектации, технических характеристик, цветовых решений, а также выбор лодочного мотора. Для охоты лучше всего использовать зеленый цвет, лодки серого цвета являются универсальными и их, как правило, предпочитают рыбаки, для туризма и отдыха прекрасно подходят цветные яркие лодки, а также лодки в исполнении «Турист» выполненные из цветной ткани двух или трех расцветок.
2. Первое принципиальное решение – это размер лодки, от него зависит и мощность мотора, стоимость которого, как правило, значительно выше стоимости самой лодки. Но даже, если у Вас есть возможность приобрести большую лодку и мощный мотор, не стоит это делать опрометчиво. Небольшие лодка и мотор удобнее в перевозке и хранении, быстрее собираются, удобны для эксплуатации в одиночку. От размера лодки зависит и грузоподъемность и максимальная пассажировместимость и ее транспортировочные габариты. Покупка лодки более 4,5 метров в большинстве случаев не является целесообразной, так как такая лодка теряет свои основные преимущества перед лодками и катерами с жестким корпусом – компактность, транспортабельность, удобство хранения и скорость сборки-разборки. Самый популярный размер надувной ПВХ лодки – 3,3 метра, уже несколько десятилетий покупатели отдают свои предпочтения именно этому типоразмеру. Именно такие габариты являются самыми востребованными у охотников, рыбаков и туристов. И это не удивительно. Во-первых, под такую лодку подходит широкая гамма самых распространенных лодочных моторов: 2-3 л.с. для спокойного перемещения по водоему без сильного течения, 5-6 л.с. обеспечивают уверенный выход на глиссер, 10 л.с — рекомендованная мощность мотора под этот размер, подходит для любых условий эксплуатации, а 15 л.с. – максимально возможная мощность – для тех кто любит быструю езду, или использует лодку с максимальной загрузкой в реках со стремительным и мощным течением. Во-вторых, грузоподъемность этой лодки (410-440 кг) и пассажировместимость (3-4 человека) являются оптимальными и достаточными. Рыбаков в лодке, как правило, двое, охотников тоже не более и при этом есть возможность положить полезного груза до 250 кг (вес мотора и бака с бензином уже учтен) – а этого, как показывает практика, более, чем достаточно. Для семейного отдыха 4 человека комфортно расположатся в таком судне, останется место и под поклажу. В-третьих, если коротко – это разумный вес и габариты, удобство сборки, транспортировки и хранения и, конечно, приемлемая цена. Лодка размером 3,3 метра является базовой в линейке у большинства производителей, рядом с которой располагаются также популярные и хорошо продаваемые модели – 3,4 метра, 3,2 метра, 3,1 метра. Не менее важным фактором при выборе лодки является ее цена. Здесь имеет смысл обратить внимание на модификации «Эконом», «Эконом плюс» и «Оптима» имеющие в своей основе конструкцию своих прототипов, но характеризующиеся меньшим весом и стоимостью. Подразумевая, что на основные вопросы Вы уже ответили, обратим Ваше внимание на некоторые тонкости при выборе лодки.
3. Обратите внимание на производителя. Лодки, произведенные в России, не уступают по качеству иностранным, а по соотношению цена-качество более привлекательны. Предпочтительнее свой выбор остановить на крупном производителе, который существует на этом рынке, по крайней мере, несколько лет. Особого внимания заслуживают компании из Санкт-Петербурга – признанной столицы малого судостроения. Продукцию молодых китайских компаний стоит приобретать только после получения рекомендации от пользователя, имеющего личный опыт эксплуатации. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что даже некоторые российские производители отказались от самостоятельного изготовления надувных баллонов лодки, и заказывают этот важнейший элемент у китайских производителей. Причина понятна – надувной баллон является самым сложным и трудоемким элементом в лодке и на него приходится львиная доля себестоимости конечного продукта, а размещение заказа в Китае позволяет сэкономить на этом элементе. Не скажем, что это обязательно плохо. Но наше твердое убеждение состоит в том, что контроль качества можно обеспечить только на своем предприятии, а тут получается подобие черного ящика и производство самого важного элемента – баллона, осуществляется вне контроля производителя конечного продукта.
Вторая тенденция – это использование в производстве лодок неквалифицированного труда временных сезонных рабочих. Абсолютным критерием, в производстве технически сложных изделий, достойного качества можно добиться только в том случае, если на предприятии трудятся профессиональные сборщики лодок с большим стажем и опытом, которые надолго связали свою трудовую деятельность со своим предприятием, а наилучших результатов можно добиться, когда на предприятии есть одна или несколько трудовых семейных династий.
4. Обязательно поинтересуйтесь у продавца-консультанта:
— Из какой ткани изготовлена лодка. Предпочтение лучше отдать ведущим производителям, например, немецкому концерну Mehler Texnologies, или южнокорейскому концерну LG Chem.
— Что входит в базовую комплектацию? Например: защита нижней части баллона и днища, ручки для водителя и пассажиров, страховочный рым для двигателя, кольцо или отверстия в транце для фиксации двигателя, страховочная планка для пайол на транце, защитный ПВХ профиль с торца транца, подбаночная сумка-рундук, боковой привал с брызгоотбойным козырьком или нет, оборудована ли лодка креплениями под тент-палатку и другими приятными мелочами, которыми не стоит пренебрегать при выборе лодки, ведь последующий тюнинг достаточно дорог, и отнимает много времени. Даже, казалось бы, такие незначительные детали, как леер, паспорт изделия, ремкоплект, упаковочные сумки и транспортная упаковка важны при выборе лодки и указывают на наличие, или отсутствие культуры производства у изготовителя. Леер должен быть специального плетения и по диаметру должен соответствовать своему назначению (а не быть похожим на шнурок), паспорт (руководство пользователя) также должен быть достойного качества, хорошо оформленным для простого понимания необходимых операций по сборке-разборке и уходу за лодкой. Упаковочные сумки под лодку должны позволять не только транспортировать и хранить изделие, но и давать возможность быстрой и удобной распаковки-упаковки. Наиболее удачной в этом смысле является конструкция сумок типа «конверт», которая позволяет раскрыть сумку в один плоский лист, на который кладется лодка или пайолы и далее лодка просто обворачивается этим листом и закрывается на молнию. Картонная транспортная упаковка не только служит сохранности лодки при транспортировке и возможности дальнейшего удобного и надежного хранения дорогостоящей покупки, но и показывает отношение производителя к своему изделию и покупателю. Те производители, которые экономят на упаковке, скорее всего и экономят и на других, менее очевидных, но не менее важных деталях.

— Какие комплектующие использованы при производстве лодки? Наиболее сложным конструкционным элементом, влияющим на безопасность, является воздушный клапан, самым предпочтительным из которых являются итальянские клапаны BRAVO. Уключина в крестовине должна быть проварена, весла лучше разборные и с морозостойкой лопастью, держатели банок с глубокой посадкой сидений, не допускающих их выпадения, подвижные держатели банок часто смещаются при резком старте или остановке, ручки для переноски должны быть расположены так, чтобы можно было перенести лодку вдвоем, воздушные клапаны должны быть в легкодоступных местах.
5. Если Вы видите аккуратно собранный баллон без подтеков клея, то, скорее всего, этот баллон не склеен, а сварен. Не так давно передовые сварные технологии пришли и в Россию. Преимущества сварного шва известны – он не восприимчив к перегреву и он прочнее клеевого. Правда, эта прочность несколько избыточна – зачем вам карандаш, который не ломается под давлением в 10 тонн, достаточно, чтобы он просто не ломался в руках и исправно выполнял свои функции, а преимущества термостойкости сварного шва по-настоящему проявят себя только в районе экватора – там используются только сварные лодки. Но у этой технологии есть и минусы – несколько иные требования к свариваемой ПВХ ткани и высокая квалификация оператора сварочной машины. Не вся ткань, что клеится, может быть качественно сварена и далеко не каждый сборщик лодок по клеевой технологии может стать оператором современного сварочного станка. Сварка, в отличие от склейки, не прощает ошибок при производстве, так как процесс фактически непрерывный и переложить две выкройки относительно друг друга и попробовать сварить заново уже не удастся. Сварной шов, качественно сделанный на хорошем оборудовании квалифицированным персоналом – несомненно, лучшее решение в сравнении с клеевым швом, но если современным оборудованием управлял недостаточно опытный оператор — такой шов не выдерживает никакой критики. Как нельзя лучше эту ситуацию отражает русская пословица – старый конь борозды не испортит, но глубоко и не вспашет. А решение по выбору на самом деле принять и не так уж и сложно. Если сварной шов Вам предлагает старый, авторитетный производитель с именем, репутация которого не позволяет ему производить эксперименты над своими покупателями – смело покупайте такую лодку, которая прослужит Вам долго верой и правдой, как и клееная продукция этого же производства.
6. Особое внимание уделите полам (пайолам), они должны быть изготовлены из водостойкой (морской) фанеры, торцы окрашены и в большинстве случаев обрамлены алюминиевым профилем для придания поперечной и продольной жесткости. Алюминиевые стрингеры, в которые вставляются пайолы, предпочтительнее не с параллельным пазом, а расходящимся под небольшим углом и облегчающим процесс сборки. Из надувных полов предпочтительнее те, которые вклеены и составляют единое целое с лодкой. Такие полы, хотя и требуют более аккуратного обращения, значительно облегчают процесс сборки-разборки и уменьшают вес изделия. Полностью алюминиевые полы легче и выглядят эстетичнее фанерных, но надо отметить, что лодка, укомплектованная такими полами обойдется дороже на 10 процентов.
7. Транец для крепления мотора также должен быть изготовлен из морской фанеры и укомплектован двумя накладками под струбцину мотора, желательно из той же фанеры, которая надежнее предотвращает соскальзывание двигателя и, как следствие, его порчу по сравнению с абсолютно жесткими и скользкими алюминиевыми накладками. Нежелательна вклейка транца в жесткие держатели, как показывает опыт сервисных центров, через 2-3 года эксплуатации держатели, изготовленные из непластифицированного ПВХ рассыхаются, и это приводит в лучшем случае к дорогостоящему ремонту.
8. Обязательным объектом внимания вдумчивого покупателя должны стать условия гарантии. Зачастую о самих условиях владелец лодки узнает только после покупки и при возникновении проблем. Например, сломалась помпа через год с небольшим после приобретения лодки, а покупатель запомнил слова продавца – 5 лет гарантии, но при обращении в магазин объяснили, что надо внимательнее читать условия гарантии, изложенные в паспорте, в котором сказано – гарантия на помпу – 1 год. И тут даже дело не в том, что придется заплатить из своего кармана за помпу, а неприятное ощущение, которое удалось бы избежать при ознакомлении с условиями гарантии еще до покупки. Поэтому добрый совет – читайте условия гарантии не после, а ДО покупки надувной лодки – делайте осознанный и правильный выбор!
9. Надувная лодка технически сложное изделие и в коротком обзоре достаточно затруднительно рассказать обо всех тонкостях. В любом случае, обратите внимание на мнение продавца, особенно в той части, часто ли обращаются покупатели по гарантийным случаям, каковы предпочтения бывалых рыбаков, охотников и т.д.